Коммерсант: В ожидании лучших времен
20 ноября 2024
К середине 2024 года рынок лизинга начал уверенно демонстрировать снижение. Так, по данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса за первое полугодие 2024 года составил 1,48 трлн руб., показав снижение на 1% в годовом выражении. Большего падения пока позволил избежать розничный сегмент, в частности до сих пор сохраняющий привлекательную маржинальность сегмент автолизинга. Впрочем, и они прежних темпов роста не показывают. По оценке НРА, за девять месяцев объем нового бизнеса составил около 400 тыс. предметов, тогда как годом ранее объем достигал 452 тыс. единиц. По итогам 2024 года эксперты Национального рейтингового агентства (НРА) оценивают возможный объем нового бизнеса в базовом сценарии в количестве 585 тыс. предметов, на 2,5% ниже прошлогоднего результата. В пессимистичном сценарии объем оценивается лишь в 520 тыс. предметов.
И если розничные сегменты пока поддерживают рынок на плаву, то корпоративный лизинг так и не вышел из затяжного кризиса, начавшегося в 2022 году. Санкционное давление, высокая капиталоемкость проектов, трудность в производстве и невозможность оперативной замены китайскими аналогами — все это продолжает оказывать давление на рынок.
Кроме того, по сравнению с автолизингом для корпоративного сегмента лизинга, как правило, характерны сложные и капиталоемкие проекты. Срок окупаемости таких инвестиций значителен — они планируются заранее. Поэтому лизингополучатели очень чувствительны к макроэкономической конъюнктуре в целом и ставке в частности. В случае ухудшения условий такие клиенты замораживают свои проекты развития, оставляя только самые необходимые, поясняет гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. «Дополнительные факторы, тормозящие рост сегмента,— влияние санкций и сложность импортозамещения. На замещение технологий и производство отечественного оборудования требуется время. Оперативно заместить оборудование китайскими аналогами, так же, как это произошло в автосегменте, не всегда получается,— продолжает он.— Оказывают влияние и эксплуатационные параметры. Достигнут минимум погрузки за последние несколько лет, ухудшился показатель оборота вагона. Снижение оборота операторы компенсируют количеством вагонов. Темп производства вагонов опережает динамику их списания. Общий парк вагонов на сети составил более 1,36 млн единиц в августе 2024 года».
Тем не менее потребности в обновлении парков и производственных мощностей со стороны корпоративных клиентов лишь растут, признают участники лизингового рынка. «Мы отмечаем стабильный спрос на узкоспециализированные железнодорожные вагоны: пищевые цистерны, вагоны-цистерны для нефтепродуктов и химических грузов. Не удовлетворен спрос в новых станках и производственном оборудовании. Хороший потенциал мы видим в сегментах телеком-оборудования, фармакологического и пищевого оборудования, энергетики»,— перечисляет господин Мухамедов.
Ссылка на полный материал:
https://www.kommersant.ru/doc/7311496