Интервью Генерального директора Р. Мухамедова в рамках исследования Эксперт РА итогов рынка лизинга 2023
20 марта 2024
Как изменились условия лизинговых договоров в 2023 году в ответ на ужесточение конкуренции? Какое условие стало ключевым для лизингополучателя при выборе компании (срочность договора, размер аванса, сроки поставки, сервис и т. д.)?
- Безусловно, во второй половине года одними из главных факторов принятия решения стали стоимость договора лизинга и ставка. Значимость всех других условий договора лизинга была примерно одинакова. Большинство наших сделок нетиповые и содержат индивидуальные условия, среди которых невозможно выделить что-то одно ключевое.
- Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля компании и/или в целом отрасли по итогам 2024 года? Насколько, по вашему мнению, высоки риски ухудшения качества лизингового портфеля в 2024-м после его взрывного роста в прошлом году?
- Если период высокой ключевой ставки продолжится до конца текущего года, то отрасль столкнется с потенциальной угрозой увеличения количества дефолтов, но мы не рассматриваем этот сценарий в качестве основного.
Наше базовое ожидание связано с тем, что ключевая ставка будет снижена, а по итогам 2024 года не произойдет существенного снижения качества лизингового портфеля. Основной вклад в рост прошлого года внесли сегменты легкового и грузового автотранспорта, спецтехники и ж/д транспорта. Это сегменты с ликвидным имуществом. По многим его видам до сих пор наблюдается дефицит. Поэтому в случае изъятия мы не столкнемся с проблемой реализации предметов лизинга.
- Какую динамику лизинга ж/д транспорта вы ожидаете в 2024 году? Что, по вашему мнению, может способствовать увеличению объемов бизнеса в данном сегменте, а что, наоборот, сдерживать?
- Мы ждем в данном сегменте положительную динамику объемов нового бизнеса в 2024 году. На это есть несколько причин. Растущий торговый оборот с Китаем и Индией стимулируют увеличение экспортных отправок по железной дороге. Положительная динамика у внутренних перевозок. Растет общий парк грузовых вагонов. В декабре 2023 года он составил 1,3 млн единиц – это близко к профициту вагонов на сети. При этом средний оборот вагона в 2023 году вырос до 18,5 суток, что означает, что для перевозок одного и того же объема грузов требуется больше вагонов. Потребность в новых вагонах не снижается – очередь на ряд моделей уже на III–IV кварталы 2025 года. Высокий спрос приводит к росту цен на вагоны.
Ограничивающий фактор роста – высокая ключевая ставка, которая оказывает давление на рентабельность операторов. Стоимость заемных денег для операторов выросла, также увеличиваются тарифы РЖД. Рост арендных ставок не успевает покрывать расходы лизингополучателей.
- Как вы оцениваете перспективы лизинга морских и речных судов в 2024 году? Какие факторы, по вашему мнению, будут играть определяющую роль для сегмента водного транспорта?
- Эксперты оценивают потребность в объеме порядка 600 гражданских судов до 2035 года – это около 1,3 трлн рублей. Потенциал рынка лизинга судов высокий. К сожалению, сильными тормозящими факторами выступают длительный срок производства судов и отсутствие специализированных производственных площадок сегмента среднетоннажных морских судов. Поэтому дефицит закрывается сравнительно медленно. Мы не ждем в 2024 году существенного роста объемов данного сегмента.
- Какие основные вызовы, по вашему мнению, будут стоять перед лизинговой отраслью в 2024 году? Какие факторы будут способствовать преодолению этих вызовов?
- Вызовы остались те же, что и в прошлом году. Высокие ключевая и процентные ставки на рынке негативно влияют на динамику инвестиций. Мы рассчитываем, что в ближайшие месяцы начнется плавное снижение ставки, и это позволит рынку лизинга перейти в стадию роста. Потенциал у многих сегментов очень высокий. Значимый фактор поддержки – госсубсидии и масштабные инфраструктурные программы.
Волатильность валютных курсов и инфляция. Цены на имущество неуклонно растут. В долгосрочной перспективе это оказывает давление на темпы роста объемов нового бизнеса. Мы отмечаем некоторую стабилизацию и надеемся, что значимость этого фактора к концу года существенно снизится.
Санкционное давление вынуждает менять налаженную логистику, привычные бизнес-процессы, риск-политику. Значимость данного фактора постепенно снижается, так как лизинговое сообщество научилось с ним работать.
- На что, по вашему мнению, делать упор лизинговым компаниям в текущих рыночных условиях для увеличения маржинальности бизнеса? Ожидаете ли вы дальнейшее ужесточение конкуренции в лизинговой отрасли?
- Снижение маржинальности лизинговых компаний идет уже не первый год. Высокий уровень конкуренции также оказывает давление на маржу. Эти тенденции сохранятся и усилятся в будущем. Чтобы компенсировать этот процесс, многие участники рынка ставят себе целью увеличение непроцентного дохода за счет сервисной компоненты в прибыли. Такая стратегия наиболее оптимально раскрывается в розничных сегментах. Второй путь – снижение расходов и повышение эффективности бизнеса. Автоматизация, электронный документооборот, уменьшение доли человеческого фактора в сделке – это лишь некоторые примеры реализации данной стратегии. Третий путь – это оптимизация стоимости фондирования. За последние несколько лет на рынок облигаций вышло значительное количество лизинговых компаний.