- У данного сегмента хорошие перспективы.
Накоплен отложенный спрос. Почти 70% грузового парка старше 10 лет, но в связи с неопределенностью и наблюдаемым дефицитом техники многие компании откладывают обновление парка.
Российские транспортные потоки все больше переориентируются на восточное и южное направления, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай. Мы видим существенные темпы роста перевозок и значительное увеличение тарифов, что, с одной стороны, отражает рост себестоимости, в частности, из-за повышения стоимости предметов лизинга и топлива, а с другой – позволяет не ухудшиться кредитному качеству лизингополучателей.
При этом выстраивание новых логистических цепочек неизбежно приведет к увеличению грузооборота за счет более длинных плеч перевозки и, как следствие, к повышению спроса на услуги на рынке грузоперевозок.
E-commerce по-прежнему остается актуальным драйвером развития рынка логистики. В 2024 году востребованность перевозок в сфере e-commerce будет только расти. Рост электронной коммерции и ретейла ожидается более 10% в год до 2030-го. Торговые сети будут уходить глубже в регионы.
При том, что растет количество предлагаемого к перевозке груза, ощущается нехватка транспорта, особенно магистральных тягачей. Европейские грузовики на сегодняшний день завозят в минимальных объемах. Отечественные производители, такие как «КАМАЗ», наращивают объемы, чтобы справиться с существующими потребностями рынка.
Активизировались китайские производители, они начинают поставлять необходимые транспортные средства. За год продажи этой техники выросли вчетверо и продолжают увеличиваться. При этом у многих потребителей нет понимания, как поведет себя техника и какова будет ее остаточная стоимость после окончания срока лизинга.
Текущий 2023 год, по прогнозам экспертов, может стать рекордным с точки зрения продаж грузового транспорта. В следующем году показатели могут оказаться соразмерными, однако многое будет зависеть от геополитической обстановки и уровня ключевой ставки.
Изменение темпов роста экономической активности в 2024 году из-за высокой ключевой ставки может охладить рынок грузового транспорта. При этом рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать дефицит транспорта и рост его стоимости.
- Как вы оцениваете перспективы лизинга железнодорожной техники в 2024 году? Какие факторы будут играть определяющую роль в ж/д сегменте в рассматриваемом периоде?
- Восстановление российской экономики в текущем году, а также развитие торгового оборота с Китаем и Индией способствуют росту спроса на железнодорожные перевозки и стимулирует увеличение экспортных отправок по железной дороге.
Мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет основными драйверами спроса во внутреннем и внешнем сообщении станут увеличение отгрузок угля, удобрений, железорудного сырья, зерна и грузов в контейнерах широкой номенклатуры.
Общий парк вагонов на ж/д сети стабильно растет и к июлю 2023 года превысил 1,3 млн вагонов. Это близко к профициту вагонов на сети. Средняя скорость передвижения грузовых поездов снижается несколько лет, несмотря на попытки «РЖД» оптимизировать логистику. В 2023 году средний оборот вагона вырос до 18,5 суток, что означает, что для перевозок одного и того же объема грузов требуется больше вагонов. Рост среднего оборота вагона на ж/д сети из-за замедления скорости движения поездов ведет к увеличению потребности в вагонах.
Вслед за потребностями растет и производство. По прогнозам экспертов, производство грузовых вагонов в 2023 году вырастет относительно 2022-го на 10% и составит 55 тыс. штук, а списания будут в два раза меньше. При этом потребности в новых вагонах значительно выше. Очередь на ряд моделей уже на III–IV кварталы 2025 года.
Мы ждем, что в следующем году продолжат расти цены на вагоны. Драйверами станут высокая загрузка предприятий и необходимость замещения выбывающего парка.
Значимый негативный фактор – рост ключевой ставки. Стоимость заемных денег для операторов существенно выросла. При этом арендные ставки растут медленнее и не успевают покрывать расходы лизингополучателей. Растут тарифы «РЖД», опережая инфляцию. Это негативно повлияет на рентабельность операторов: если они симметрично быстро повысят свои ставки, объем погрузки начнет стагнировать.
Подводя итог, можно резюмировать, что потребность в вагонах останется высокой, производственные мощности будут расти. Стоимость лизинга также останется высокой, пока не снизится ключевая ставка. Относительно объемов нового бизнеса в сегменте мы ожидаем, что они будут ниже уровня текущего года.
- Какие сегменты лизинга могут, по вашему мнению, показать наибольшую динамику в 2024 году и что может способствовать этому? Как вы оцениваете потенциал охвата лизингом новых сегментов (например, электроавтомобили, беспилотники, дроны и проч.)?
- Хороший потенциал за счет отложенного спроса мы видим в сегментах легкового и грузового автотранспорта, спецтехники и оборудования. В случае смягчения денежно-кредитной политики, роста импорта и отечественного производства у них есть все шансы показать хорошую динамику в 2024 году.
Эти сегменты интересны в долгосрочной перспективе. В соответствии с прогнозом Института ВЭБ, грузовые перевозки к 2030 году возрастут на 15,8%, к 2035-му – на 22,3% к уровню 2022-го. Наибольший объем роста к 2035 году ожидается на железнодорожном и автомобильном транспорте (на 39,1% и 54,7% соответственно).
В последнее время очень активно развивается городской электротранспорт. На данный момент это флагман электросегмента.
Для активного развития лизинга электромобилей для юридических лиц созданы пока не все условия. Главнейшие из них – развитая зарядная и сервисная инфраструктура. Поэтому приобретение электромобиля на юрлицо – это пока скорее пробные шаги, чем устойчивый тренд. С лизингом электромобилей для физлиц остается нерешенным вопрос НДС.
При этом концепция развития производства и использования электротранспорта предусматривает, что к 2030-му объемы производства электромобилей достигнут 217 тыс. единиц в год и составят не менее 10% общего объема производства транспортных средств. В эксплуатацию должно быть введено 44 тыс. медленных и 28 тыс. быстрых зарядных станций, а также 1 тыс. водородных заправочных станций.
Согласно прогнозу Института ВЭБ, в 2025 году доля электромобилей на российском рынке должна достигнуть 3,7% (56 тыс. единиц), в 2030-м – 15,6% (362,4 тыс. единиц). Кроме того, к 2025 году в стране должно быть введено в эксплуатацию свыше 8,5 тыс. зарядных станций, большая часть которых должны быть быстрыми.
Если дорожная карта концепции будет реализовываться в соответствии с указанными сроками и прогнозами, то сегмент электротранспорта имеет хорошие шансы стать одним из драйверов лизингового рынка.
Из трендов в последнее время активно развиваются кикшеринг и велошеринг. Мы видим, что провайдерам этих услуг интересен лизинг. Многие лизинговые компании пошли в этот сегмент.
- Имеются ли, по вашему мнению, повышенные риски значительного увеличения объема изъятой техники в определенных сегментах и почему? Каковы ваши ожидания по динамике объема изъятий предметов лизинга в 2024 году?
- В связи с существенным уровнем ключевой ставки и процентных ставок на рынке основная группа риска с точки зрения дефолтов – компании с высокой долговой нагрузкой. Экономика работает активно и даже в текущих условиях демонстрирует рост. Производство сталкивается с дефицитом ресурсов и не может обеспечить товарами и услугами платежеспособный спрос, что и приводит к инфляции. В этой ситуации будут хорошо себя чувствовать предприятия с низкой и средней долговой нагрузкой.
Формирующие основную массу лизингового имущества авто- и ж/д транспорт, спецтехника, некоторые виды оборудования находятся в дефиците. Цены на них растут. Пока это происходит, ремаркетинг сколько-нибудь ликвидного лизингового имущества не составляет особого труда. Это значит, что, даже если у лизингополучателя возникнут сложности в бизнесе, то либо он сам по согласованию с лизинговой компанией продаст имущество и расплатится с ней, либо лизинговая компания изымет технику и достаточно быстро реализует ее.
Таким образом, под значительным риском находятся сделки по передаче клиентам с высокой долговой нагрузкой низколиквидного имущества. При этом в отношении закредитованных клиентов необходим превентивный контроль состояния техники во избежание ситуаций, когда сотрудники неплатежеспособного предприятия приводят предмет лизинга в негодность.
С учетом ряда пройденных кризисов мы считаем, что у лизинговых компаний накоплен значительный опыт в оценке принимаемых на себя рисков. Поэтому не ожидаем значительного роста объемов изъятого имущества на балансах лизинговых компаний. Хотя не исключаем, что количество изъятий может повыситься.
- Какие факторы, по вашему мнению, будут играть определяющую роль в развитии лизинга строительной техники? Какую динамику сегмента вы ожидаете в 2024 году?
- В этом году спрос на строительную технику вырос на десятки процентов, но ужесточение денежно-кредитной политики и сохранение высокой ключевой ставки в 2024-м будут являться существенными ограничивающими факторами. Они могут привести к охлаждению рынка ипотеки, а значит, к замедлению темпов жилищного строительства. Поддерживают рынок различные программы льготной ипотеки от государства, но и по ним условия ужесточаются.
О сокращении числа крупных инфраструктурных строек речи пока не идет. Поэтому можно надеяться, что они поддержат отрасль.
С точки зрения модельного ряда продолжат свою экспансию китайские производители. В абсолютном выражении отгрузки на внутренний рынок снижаются по ряду сегментов из-за экспансии техники из Китая. По данным «Росспецмаша», продажи отечественной спецтехники в 1-м полугодии выросли на 21%, до 37 млрд рублей. При этом выпуск вырос на 31%, до 44 млрд рублей. Снижение отгрузок в ряде сегментов связано с резким ростом импорта.
На стройке по-прежнему много западной и японской техники, запас запчастей на которую может быть близок к исчерпанию, а новый параллельный импорт дорогой. Поэтому изменение структуры парка в пользу китайской техники продолжится, и это будет важным драйвером спроса даже в условиях стагнации объемов стройки.
Мы ждем, что спрос на строительную технику в 2024-м останется на уровне текущего года, что позволит сегменту лизинга строительной техники сохранить свою динамику.
- Каким вы видите уровень платежеспособности лизингополучателей в 2024 году и что на это может повлиять в большей степени? Клиенты из каких отраслей сегодня, по вашему мнению, наиболее подвержены рискам снижения платежеспособности?
- Мы не ждем в 2024 году существенного падения платежеспособности лизингополучателей. Надеемся, что ключевая ставка начнет снижаться. Это придаст импульс экономике.
Сложно дать оценку относительно того, клиенты каких отраслей подвержены рискам снижения платежеспособности. Это зависит не столько от отрасли, сколько от эффективности управления конкретным бизнесом. Но в зоне риска находятся компании с высокой долговой нагрузкой. Зачастую это компании таких отраслей, как торговля, транспорт, строительство и т. д.
- Какие основные вызовы и тренды лизинговой отрасли можно ожидать в 2024 году? Какие, по вашему мнению, факторы будут являться определяющими для успеха в конкурентной борьбе за клиента?
- Сейчас пока ничто не предвещает серьезных новых вызовов для рынка. Продолжают оказывать свое влияние вызовы прошлого и текущего годов: геополитика и связанная с ней макроэкономика.
Положительные факторы будущего роста также можно наблюдать:
Один из ключевых трендов этого и следующего годов – борьба за клиента. Сформулировать какой-то один рецепт успеха невозможно. В каждой лизинговой компании своя уникальная ситуация.
Мы видим, что игроки рынка используют разнообразные стратегии наращивания клиентской базы: предложение новых привлекательных лизинговых продуктов, минимальные авансы и ставки, увеличенные сроки лизинга, разработка различных сервисов, покупка конкурентов и т. п.
Розничные покупатели чувствительны к сервису, скорости, наличию имущества, сильному бренду, рекламным кампаниям. При этом лизинг достаточно стандартизирован – до степени commodities-продуктов, когда поставщика лизинговых услуг сменить очень легко практически без потери сервисов и качества.
Корпоративным клиентам важны ставка, бренд, скорость. Здесь нужны персональный подход, индивидуальные решения.
В нашей компании руководствуемся простым принципом – мы хотим получить клиента не на одну сделку, а для долгосрочного сотрудничества.