Блог

РЖД-Партнер: Лизинговый ход назад

14 декабря 2022

Весной эксперты прогнозировали спад лизинга железнодорожного подвижного состава на фоне санкций. В 2022-м снизились объемы перевозок по сети РЖД, что привело к сокращению спроса и на лизинг вагонов. В новом году ожидается незначительный, но все-таки рост.

Умеренность не пугает

В 2022 году рынок лизинга железнодорожного подвижного состава проходил трансформацию на фоне переориентации экспорта на другие направления, развития новых логистических связей, прокладывания дополнительных маршрутов и каналов экспорта, а также повышения весной ЦБ РФ ключевой ставки.

В этих условиях потребность в вагонах и, соответственно, спрос на их аренду и лизинг снизились. С марта по май новых сделок железнодорожного лизинга в некоторых банках практически не было. Но по мере возвращения ставки к нормальным значениям рынок стал оживать – и у банков и финансовых организаций появились в основном сделки по рефинансированию портфелей с бывшим в эксплуатации парком.

По результатам 2022 года в целом эксперты не ожидают роста объемов нового бизнеса и лизингового портфеля. Подтверждают это и данные ОАО «РЖД» о снижении погрузки за январь – ноябрь на 3,6%, до 1 млрд 131,7 млн т.

«В дополнение к геополитике возросшие кредитные риски из-за спада деловой активности подстегивают аккуратнее относиться к выбору лизингополучателей и увеличивать размеры аванса и ставки аренды», – добавляет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

По данным агентства «Эксперт РА», рынок лизинга железнодорожной техники по итогам 9 месяцев 2022-го составил 153 млрд руб., снизившись на 11%. Эксперты агентства прогнозируют умеренное падение рынка лизинга в пределах 10% на конец года. О падении на 12% говорит управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская.

На фоне снижения погрузки в текущем году и падения спроса на лизинг, по данным ИПЕМ, отмечается рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. При этом генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов обращает внимание на существенный дефицит именно новых вагонов, связанный в этом году не с невозможностью производителей быстро насытить растущий спрос, а с макроэкономической и геополитической ситуацией.

«Множество вагонов не было поставлено на рельсы в срок из-за отсутствия комплектующих и запасных частей. И для того чтобы заменить их аналогами, потребуется время. Часть производителей вагонов переориентировались на выпуск иной продукции, снизив объемы выпуска вагонов, что также сказалось на росте дефицита», – добавляет Р. Мухамедов.


Полный текст статьи