Блог

НРА: рынок лизинга в 1 плг 2023

5 сентября 2023
  • Лизинговая отрасль в II квартале 2023 года продолжила успешное «пост-травматическое» восстановление, начавшееся в I квартале года (объемы нового бизнеса возросли в этот период на 27%). Объем нового бизнеса, выраженный в количестве предметов лизинга, вырос за 2 квартал на 109% до 161 тысяч единиц с 77 тысяч единиц во втором квартале 2022 года.
  • Первым ключевым драйвером отрасли являются стабильные инвестиции в основной капитал. По оценкам НРА, в 2023 году объем инвестиций в основной капитал в номинальном выражении составит около 28,5 трлн. рублей (ожидаемый прирост 2% по сравнению с 2022 годом), а доля лизинга в валовых инвестициях составит около 11%. Наибольшая доля инвестиций ожидается в сектора обрабатывающих производств (около 20% от общего объеме), логистику (около 16% общего объема) и строительство (около 3% общего объема).
  • Вторым ключевым драйвером отрасли является рост объема инвестиций в основной капитал через финансовые институты. По статистке Банка России, сейчас наблюдается бум кредитования нефинансовых организаций, прирост кредитных портфелей банков на конец июля 2023 года составил около 30%. Лизинг является крайне привлекательной формой кредитования при приобретении основных средств, поэтому бум кредитования способствует росту нового бизнеса лизинговой отрасли.
  • В первом полугодии 2023 года наблюдался практически «фронтальный» рост нового бизнеса по большинству категорий предметов лизинга. Количество единиц выданных транспортных средств возросло на 70%, а количество выданных единиц технологического оборудования – практически на 50%. Этот уверенный восстановительный рост НРА связывает не только с эффектом низкой базы II квартала 2022 года, но большей частью с высокой способностью лизинговых компаний адаптироваться к структурному кризису, стабилизацией денежно-кредитной политики в первом полугодии 2023 года и государственным стимулированием.
  • Введенные антироссийские санкции негативно повлияли на объемы нового лизингового бизнеса в высокотехнологичных отраслях. Так, прирост нового бизнеса в первом полугодии 2023 года в сегменте оптического и компьютерного оборудования, медицинского оборудования и прочих «подсанкционных» видов оборудования составил всего 8%.
  • Лидерами восстановительного роста являются сегменты автотранспорта (в первую очередь грузового транспорта), спецтехники и логистического оборудования. Драйверами этого роста являются инфраструктурные и строительные проекты в России, распространением лизинга техники с пробегом и переход с «западной» техники на китайские, белорусские и российские аналоги. Так, объем нового бизнеса в этих сегментах в первом полугодии 2023 года вырос на 70% в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года.
  • Важными драйверами восстановительного роста лизинговой отрасли стали розничные сегменты, востребованные предприятиями малого и среднего бизнеса (МСП). Эти предприятия предъявляли спрос на лизинг легковых автомобилей, оборудование для оказания сервисных услуг и производства пищевых продуктов, грузовой автотранспорт и строительную технику.
  • Наблюдается положительный прирост нового бизнеса в сегменте производственных активов. В этих сегментах в рассматриваемом периоде новый бизнес вырос приблизительно на 50%. Производственные сектора существенно пострадали от санкций, так как существенная доля оборудования на российских предприятиях была импортного производства. Сложившаяся ситуация создает хорошие условия для лизинга – текущий курс государства на развитие отечественной производственной базы позволяет НРА прогнозировать сохранение темпов прироста в этих сегментах на высоком уровне.
  • В базовом сценарии НРА лизинговый рынок в оставшиеся два квартала 2023 года продолжит свое восстановление. Однако во второй половине 2023 года темпы прироста нового бизнеса сократятся из-за эффекта высокой базы. Также, рост лизингового бизнеса будет «приторможен» ужесточением денежно-кредитной политики во второй половине года. В натуральном выражении объемы нового бизнеса во втором полугодии составят около 150 тысяч предметов в квартал.
  • Объем нового бизнеса в лизинговой отрасли за весь год восстановится до уровня 2021 года или даже несколько превысит его. В базовом прогнозе объем нового бизнеса в 2023 году составит около 590 тыс. предметов (что на 36% больше, чем в 2022 году и чуть выше уровня 2021 года). В оптимистическом варианте объем нового бизнеса за год может вырасти до 630 тыс. предметов. Объем нового бизнеса в денежном выражении в 2023 году составит около 3 млрд рублей (рост составит около 50%). Доля лизинга в ВВП вернется на уровень 2021 года и составит 1.5%–1.7%. Лизинговый портфель отрасли к концу 2023 года может составит около 8,5 трлн. рублей (прирост составит около 25%). 
  • По итогам 2023 года прирост нового бизнеса в группе автомобильного транспорта может составить около 40%, в группе спецтехники и прочих транспортных средств – 20–30%, в группе промышленного оборудования 30%–40% (в том числе прирост нового бизнеса по вентиляционному и электрическому оборудованию может достигнуть 70%). 
  • В 2024 году темпы прироста нового бизнеса замедлятся на фоне высокой базы 2023 года и составят около 8%–10%. Скорость роста будет зависеть от темпов прироста инвестиций, динамики кредитования, а также государственной поддержки отраслей, особенно промышленного сектора. При благоприятных условиях восстановления промышленной базы России наибольшего прироста нового бизнеса в 2024 году мы ожидаем увидеть именно в сегменте производственного оборудования. 
  • В условиях структурного кризиса лизинг является одним из наиболее привлекательных инструментов финансирования капиталовложений и важнейшим импульсом в развитии предпринимательской деятельности. К его преимуществам относятся: возможность обновления основных фондов при минимальных вложениях; отсутствие требований дополнительного обеспечения; получение скидок на приобретаемое имущество от лизинговой компании, участвующей в госпрограммах льготного лизинга; и высокая скорость осуществления сделки. Лизинг не ухудшает балансовые показатели организации, а также позволяет снизить издержки за счет возможностей уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, принятия к вычету НДС, отсутствия необходимости оплаты налога на имущество и транспортного налога при операционном лизинге.

 Подробнее смотрите здесь