Блог

НРА выпустило отчет по итогам рынка лизинга в 1 плг

23 сентября 2022

Ознакомиться с исследованием можно здесь

Резюме исследования:

  • Геополитические риски, санкционное давление и последующий за этим переход к трансформации российской экономики оказали существенное негативное влияние на лизинговую отрасль России. Рынок ожидает спад, который продлится как минимум до середины 2023 года, а доля лизинговой отрасли в ВВП в пессимистическом сценарии может упасть ниже 1%.

  • Масштабные внешнеторговые и финансовые санкции негативно повлияли на рынок лизинга. Ключевыми вызовами начала 2022 года являлись ужесточение денежно-кредитной политики и всплеск инфляции, а также шок от разрыва логистических цепочек по доставке импортного оборудования и невозможности проведения платежей иностранным контрагентам. В первом полугодии число новых сделок по количеству предметов лизинга сократилось на 32%, а по количеству новых договоров – на 26%. В денежном выражении падение нового бизнеса выглядит меньше, так как снижение денежных объемов частично компенсировалось инфляцией. Мы оцениваем падение объема нового бизнеса в рассматриваемый

  • Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга в первом полугодии произошло в сегментах контейнеров, железнодорожных транспортных средств, климатического и котельного оборудования, а также оборудования для общественного питания. В указанных областях наблюдалась наибольшая доля импортных составляющих. Сокращение бизнеса по этим позициям составило от 60% до 80%. Наименьший спад наблюдался в электротехническом оборудовании, спецтехнике, космической технике и медицинском оборудовании. Здесь падение не превысило 40%. В секторе автотранспорта, наиболее крупном сегменте лизинга, занимающем около половины всего количества предметов рынка в России, спад составил около 45%.

  • Мы улучшили наш текущий прогноз развития отрасли по сравнению с предположениями, выдвинутыми Агентством в мае 2022 года. Это связано с менее глубоким, чем ожидалось, спадом валового внутреннего продукта и инвестиционной активности, наблюдаемым с начала развития кризиса. Согласно базовому сценарию Агентства, количество переданных лизингополучателям предметов лизинга в 2022 году сократится на 40% (по первоначальному прогнозу спад мог составить 45%–55%). В оптимистическом сценарии, предполагающем стабилизацию и некоторое оживление инвестиционной деятельности во втором полугодии 2022 года, количество переданных предметов лизинга за год может упасть на 30%. В пессимистическом сценарии, предполагающем существенный спад инвестиционной активности на фоне нарастающих рисков в экономике, количество переданных предметов лизинга за год может рухнуть на 50%–60%. Из-за высокой неопределенности Агентство даст свою оценку перспективам развития отрасли на 2023 год в ноябре-декабре 2022 года.

  • В свою очередь общее количество лизингодателей за первое полугодие уменьшилось приблизительно на 25%. Лидерами по сокращению количества лизинговых сделок остаются Санкт-Петербург и Ленинградская область (-70%), Северный федеральный округ (-50%), Северо-Кавказский Федеральный округ (-83%) и Дальневосточный федеральный округ (-63%). В наименьшей степени снизили свою активность лизингодатели Южного федерального округа (-14%) и Москвы (-25%). Кроме того, наблюдается тренд «перетока» бизнеса в центральные отделения лизинговых компаний, ассоциированных с российскими банками, а также резкое сокращение деятельности в регионах с существенным падением инвестиционной активности (Север и Северо-Запад России, и Северный Кавказ).

  • По оценке НРА, объем лизингового портфеля по итогам 2022 года вырастет незначительно, суммарный рост составит около 1%–3% год к году. Объем нового бизнеса за 2022 год в базовом сценарии сократится на 30% год к году и составит около 1,6 трлн рублей (2021 год – 2,3 трлн. рублей).

  • Ключевым вызовом для лизинговой отрасли все больше становится ухудшение кредитоспособности заемщиков. Данный тренд в наибольшей степени проявляется в сегменте малых предприятий, где просрочку платежей более чем на 60 дней допустили 13% компаний (2021 год – 9,5% компаний) по выборке Спарк Интерфакс. Поэтому так важно, чтобы в деятельности лизинговых компаний была правильно выстроена система риск-менеджмента.

  • Наиболее уверено будут чувствовать себя лизинговые компании в сегментах строительно-дорожной техники, грузового автотранспорта и спецтехники. В этих секторах невелика доля импортного оборудования, а также возможен быстрый процесс импортозамещения. Помимо этого, на данную технику есть спрос со стороны федеральных проектов. Уверено будут себя чувствовать и компании, занятые в сфере лизинга бывшей в употреблении техники со значительными сроками эксплуатации.

В публикации использованы материалы НРА